Процесс идет в «Золотом сечении» PDF Печать
[14.01.2012 14:29]
Марина Полищук

«itogi.ua» встретились с совладельцем одного из самых успешных аукционных домов «Золотое сечение» Алексеем Василенко. Он рассказал нашим читателям об истории своего семейного бизнеса, о трудностях и достижениях, и о последних тенденциях в искусстве.

 

Современное искусство – это очень сложное и динамичное явление. Оно не является таким понятным для восприятия как, например, классическое искусство. Однако имеет свою устойчивую аудиторию. Актуальное искусство из сферы интеллектуального удовольствия или маргинального мира давно переместилось в сферу бизнеса. И в этом бизнесе двигаются огромные финансовые потоки, есть свои авторитеты и свои лидеры продаж. Для Запада это явление стало естественным и органичным уже давно. Украина пытается примерить на себя модель европейского мироустройства. И у нас появляются коллекционеры современного искусства, меценаты и художественные аукционы.


- Алексей, расскажите, пожалуйста, об истории создания аукционного дома «Золотое сечение».


- В арт-бизнесе мы работаем с начала 90-х годов. Все началось с того, что еще будучи детьми, мы с братом ходили в, так называемый, «Клуб коллекционеров». Раньше он был организован в клубе «Нью-Йорк», сегодня переехал в выставочный центр «Экспоплаза». Мы ходили, знакомились с людьми, интересовались, в результате чего обросли разнообразными связями и знаниями. Попробовали работать дилерами. Брали какие-то предметы, зная, кому они нужны - продавали. К нам начали обращаться с заказами. Так работали лет десять. Мы понимали структуру рынка: что у кого есть, чего кому не хватает. И, потом, конечно, родилась идея организовать аукцион. К тому времени, в 2005 году, уже существовало два аукционных дома: Александра Брея «Антик-центр» и Федора Зернецкого «Эпоха». Но у нас было свое виденье такого проекта. Мы четко выбрали блок советского искусства. До недавнего времени он и был у нас основным. Но сегодня современное искусство по объемам и востребованности превзошло классическое советское. «Антик-центр» и «Эпоха» больше выставляли русское и европейское искусство: голландцев, немцев 19-го века и мебель. Федор Зернецкий вплотную занимался антикварной мебелью, фарфором и бронзой. А Александр Брей отдавал предпочтение русской живописи конца 19-го, начала 20-го веков. Мы для себя четко определили эпоху советского реализма, так как в этой нише практически никто не работал.


- Ваш первый аукцион прошел в 2005 году?


- Да, в марте 2005 года. Причем торги были не очень успешными: было продано 2 или 3 работы.


- Вас это не остановило?


- Нет. Напротив – это послужило мотивацией! В принципе, было понимание того, что с первого раза отдачи не может быть. Это же выход на рынок. Аналогичная ситуация сложилась, когда мы решили выйти на рынок современного искусства. До нас также не было аукционов, связанных с современным искусством. Когда мы его организовывали, тоже отдавали себе отчет в том, что это будет «в минуc». Первый аукцион прошел с колоссальными затратами. Целью для нас было завоевать доверие у художников, статус у галерей и коллекционеров. Для этого мы шли на условия галерей и художников, соглашаясь с их ценами вопреки тому, что диктовал рынок. Тогда мы не особо ориентировались в этом искусстве, поэтому большей частью полагались на мнение экспертов.
Темой следующего аукциона было – Молодое искусство. На этот раз мы более-менее разбирались в ситуации. А уже осенью 10-го года – чувствовали себя как рыбы в воде. Понимание и опыт пришли с многочисленными походами по мастерским, галереям, чтением, общением с художниками, экспертами и т.д. Оглядываясь, становится понятно, что ценовая политика на первом аукционе современного искусства была завышена. Несмотря на то, что продажи были минимальными – это был полезный опыт. Мы вошли в это поле и завоевали доверие и репутацию. А главное – начали формировать цивилизованный рынок.
Возвращаясь к истории: после первого аукциона по советскому искусству мы начали формировать второй. Сначала мы все это «тянули» втроем. Наш отец также нам помогал. В свое время именно он привел нас с братом в антикварный клуб. Мы с ним туда ходили каждую субботу. Много читали, набирались знаний. Аукционный бизнес мы тоже развивали вместе.


- Это здорово, когда отец может дать детям направление в жизни.


- Да, это так. Но при этом у меня первое образование – классическое музыкальное. Закончил консерваторию по классу – классическая гитара. А уже второе – искусствоведческое (Государственная Академия Управляющих Кадров Культуры и Искусств). Брат закончил искусствоведческий факультет Национальной Художественной Академии. После 2008 года, когда наступил кризис, мы решили всерьез взяться за развитие Аукционного дома. Решили сегментировать, разделить направления торгов: классическое искусство, современное. Потом появился дизайн. В октябре 2010 года провели по дизайну первый аукцион. В Украине большое количество талантливых дизайнеров, впрочем, как и художников. Это отдельный пласт искусства. Они делают прекрасные работы, и про них никто не знает. В нашей стране сформировался стереотип, что эксклюзивный дизайн стоит дорого. Но уникальный светильник у нас можно купить за 200 долларов, в магазине заурядная лампа стоит дороже. Поездив по городам, оценив, как и за сколько дизайнеры продают свои работы, мы решили открыть этот отдел. С тем, чтобы, во-первых, показать, что в этой области делают наши художники, во-вторых – развивать это направление.


- Алексей, ваш первый аукцион по дизайну прошел успешно?


- Для выхода на рынок, да. 30% продаж – это довольно высокий показатель для первого раза. На классике у нас было 5%, а на современном – 10%. Но, если коллекция современного искусства, в среднем – на миллион долларов, то коллекция предметов дизайна – на 150 000 – 200 000. Обороты не очень сопоставимы. Сегодня отдел «Дизайн» – скорее инвестиция на будущее. Я уверен, что в дальнейшем это даст свои результаты. Просто нужно воспитать зрителя и покупателя.


- Алексей, вы рассчитываете заниматься этим бизнесом в долгосрочной перспективе? Аукционный дом – это и большие затраты.


- В этом бизнесе нет такой прибыли, как в других. Соотношение затрат, потраченного времени и прибыли не столь эффективное, однако это не главное. У нас большие планы по развитию дома. В декабре прошлого года мы вышли в регионы – провели первый аукцион по современному искусству в Донецке. Опыт оказался успешным и весной мы планируем провести там аукцион, на этот раз, по классическому искусству. В планах, также, Днепропетровск, а в перспективе – выход на европейскую площадку. Нам очень нравится то, чем мы занимаемся. Есть цель и желание делать свое дело на высоком уровне. Без этих составляющих ничего не получится. Конечно, мы – коммерческая организация. Но для нас значительно важнее ценность коллекции, которую мы собираем. Экспертное мнение и общение с художниками. Важно знать, что хотят коллекционеры, идти в ногу со временем и не отклоняться от концепции коллекции.


- Алексей, а что вы можете назвать в качестве современного тренда в искусстве? И что сейчас ценится из эпохи советского искусства?


- Про советское искусство: есть целый ряд замечательных художников, которые и сейчас очень актуальны. Это Николай Глущенко, Татьяна Яблонская, Виктор Зарецкий, Игорь Григорьев, Адальберт Эрдели, Андрей Коцка. Перечислять можно долго. Кстати, Зарецкий – прекрасный художник, которого по-настоящему начали ценить сравнительно недавно. До этого он был как бы в тени. При этом у него очень интересный жизненный путь, насыщенный и падениями, и взлетами. Разные периоды в творчестве.


- Говорят, что Глущенко сейчас упал в цене?


- На самом деле, после начала кризиса в той или иной степени «упали» все художники. Но если сравнивать с той же недвижимостью или любым другим «инвестиционным пакетом», падение цен на коллекционную живопись незначительно.


- Что вы скажете о Сергее Шишко?


- Прекрасный художник. Непревзойденный мастер пейзажа. Очень лирический. На рынке всегда дефицит его работ, что напрямую влияет на их стоимость.


- Алексей, расскажите, пожалуйста, о мировых тенденциях. Говорят, сейчас возвращается мода на фигуративность в искусство.


- В украинском актуальном искусстве фигуративность присутствовала всегда. Начиная еще с 80-х годов, когда это искусство только формировалось, с группы «Парижская коммуна» и далее. Работа Арсена Савадова «Печаль Клеопатры», с которой, по мнению многих искусствоведов, берет свое начало украинское актуальное искусство – также фигуративна. Так что, я бы не говорил, что это мода сегодняшнего дня. Это просто одна из составляющих искусства.


- Нашим художникам не сообщили, что живопись умерла?


- Живопись – это основа изобразительного искусства. Последние полвека, с появлением новых медиа художники отходят от традиционных средств выразительности, используя в качестве медиа все что попадется под руку. Украинские художники – не исключение. В арсенале многих –фотография, видео, инсталляция, объект и т.д. Конечно же живопись никто не отменял, но, по сути, искусство – это выражение действительности через призму внутреннего мира художника. И не имеет значения, какие медиа используются в качестве выразительного средства. Материал играет второстепенную роль. Первостепенна идея.


- Рядовые зрители, не специалисты часто говорят, что не понимают это искусство. Оно общается с ними на непонятном языке.


- Для того, чтобы понять современное актуальное искусство – нужно время. Мне понадобился год для того, чтобы разобраться с этим течением. При том, что украинское актуальное искусство имеет свою историю, своих лидеров, авторитетных экспертов – оно все еще на стадии развития. Говорить о нем, как о феномене – рано. Однако мы движемся в правильном направлении: открываются новые галереи, салоны, постоянно увеличивается число коллекционеров и просто людей, искренне увлеченных искусством. Так что процесс идет.

 

 
Погода, Новости, загрузка...

Наши партнёры

Angel Fest
Флер d'Оранж 
Cigar Club 

Погода в Украине

Погода в Киеве Погода в Донецке на неделю Прогноз погоды во Львове Погода в Одессе на неделю